Новости Содружества Новости Узбекистана

Джахонгир Абиров: «Я имел честь охранять Первого Президента Узбекистана»

Дорогие друзья, на сайте Новости Узбекистана в рубрике интервью опубликовано интервью с нашим коллегой – заместителем председателя по вопросам безопасности Джахонгиром Абировым! Читаем и радуемся за настоящего профессионала и уважаемого человека! 

– Джахонгир Хамроевич, расскажите о своем детстве, поделитесь своими воспоминаниями о юношеских годах. 

– Я родился в 1944 году в семье военного, мать была домохозяйкой. Жили мы, как все. Но после смерти отца стало сложно – маме одной пришлось поднимать 4 детей. Отец был революционером, участником ВОВ, скончался от полученных ран – тогда я учился в 7 классе. Помню, потом мать работала в типографии, была очень доброй и чистоплотной. Почему-то запомнилось, что горячее блюдо ели раз в день. Я уже несовершеннолетним, начал работать на заводе учеником фрезеровщика и одновременно учился в вечерней Школе рабочей молодёжи.

– В те годы несовершеннолетним доверяли серьезную работу, при этом они успевали учиться в вечерке, спортом заниматься и даже на танцы ходить… 

– Да, я как несовершеннолетний работал до 15:00, потом бежал на тренировку, там до 18 часов, а в 19:00 сидел за партой в вечерней школе. Уроки заканчивались в 22-23 часа. В 17 лет я стал учиться на монтажника – это не было модно или престижно, это подходило моему мужскому духу –я твердо знал, что моя работа должна быть сопряжена с физическими нагрузками.

– Судя по фото, Вы были крепким парнем!

– О, да! Я в детстве занимался акробатикой, борьбой, у меня была хорошая растяжка, я был гибким и к 17 годам успехи в спорте позволили мне получить первый разряд, затем стать кандидатом в мастера спорта – это было в Фергане…

– То есть уже до армии у Вас уже были высокие спортивные показатели? 

– Так точно! Параметры физические были отличные – хоть в космос, хоть под воду! А в армии отправили на курсы сержантов, после чего присвоили звание сержанта как отличнику военно-политической подготовки и назначили зам. командира взвода. Мне очень нравилась служба в армии.

– С юных лет старались жить по часам, заниматься спортом, а в армии всё это пригодилось! 

– Меня привлекли в армии дисциплина, режим, порядок.

– А на заводе каково было работать несовершеннолетнему парню?

– Тоже нравилось! Цены в столовой были смехотворные – 8 копеек за суп гороховый, можно было еще купить котлеты, итого на обед уходило 25-30 копеек, еще бесплатно стакан молока выдавали «за вредность»!

-А зарплата какая была у Вас? 

– Ну, трудно сейчас сказать – где-то 60- 75 рублей получал.

– Дааа, будущей телохранитель воспитывался в суровых условиях… 

– Понимаете, лично мне всё это давало силу, стремление жить правильно. Мы же тогда много читали – я, например, увлекался произведениями Джека Лондона «Мартин Иден», «Любовь к жизни» и другими. Умение преодолевать себя – эта тема меня захватывала. Общеизвестно, что Джек Лондон писал про сильных людей, которые умеют достигать своих целей, а у меня было желание – ставить цели и добиваться их.

– А как вы проводили свой досуг? Раньше танцы были, подружки-друзья, как Вы лично отдыхали? 

– Понятия «отдых» или «роскошь», как таковых, не было в отличии от сегодняшнего дня. …Вот, признаюсь честно, пацаны приходили и звали на танцы, а у меня даже приличных брюк не было!

-??

– Да! И что Вы думаете? Они мне свои брюки приносили!

– Ну, молодцы, на танцах надо же быть красивым! 

– Какие танцы?! Меня звали, так как надо было подраться!(смеется). В общем, вернемся к теме армии – в армии мне нравилось. 5 лет прослужил, где меня приняли в члены КПСС. После демобилизации меня Горком партии города Самарканда направил меня работать заместителем директора профтехучилища по воспитательной работе. Там мне кое-какие порядки не нравились и люди некоторые тоже возмущали. Таким образом, я стал бороться с людьми, которые проявляли нечестность. И однажды мне в горкоме партии сказали: «С Вами хотят провести беседу», после которой мне предложили работу в КГБ. Из книг я знал, что чекисты ловят диверсантов, думал, достоин ли я такого высокого звания? Но убедили, что надо идти в эту сферу.

– Перспективный молодой физически крепкий, мастер спорта, борец за справедливость…

– Да и тогда, немного поработав, я понял, насколько это сложная, но интересная работа. Позже меня отправили в Минск, где обучали искусству чекиста.

– Расскажите о каком-нибудь интересном случае поимки шпиона, есть такой? 

– Ну, есть и не один… У меня участок был – розыск государственных преступников и агентов нелегалов. Получил сигнал, что один из жителей отказывался фотографироваться для стенгазеты. Сам с высшим образованием, а работал обыкновенным рабочим. Меня это насторожило. Стал изучать откуда он. Оказалось не своя у него фамилия, а фамилия жены, причем не нынешней, а предыдущей. Нашел истинную его фамилию и выяснил, что он ранее в период ВОВ служил полицаем. Работа чекиста – очень интересная, это кропотливый труд, нельзя пропускать мелочи, надо собирать информацию, как цепочку и постоянно перепроверять. Когда образовалась Навоийская область, меня, как самостоятельного, перспективного работника, отправили в Учкудук на должность начальника городского отделения – это были 80-ые годы…

– Я читала , что в 1981 году в Кызылкумах находили какой-то неопознанный объект, Вы случайно не были очевидцем , не знаете – что это было? 

– Кажется, догадываюсь о чем идет речь, сейчас расскажу. Когда меня отправили в Учкудук, где велась добыча урана, золота, и надо было должным образом создать надежную защиту – режим секретности, над чем мы работали.

– Тогда уже были спутники, через которые можно было узнать – кто что добывает…

– Конечно, спутники были и противник мог знать об этом, но для нас было важно засекретить информацию о том, сколько у нас материальных средств закладывается на единицу продукта. Объем работы был велик и городское отделение физически не могло справиться и вот тогда я смог обосновать и доказать необходимость создания Учкудукского городского отдела УКГБ в Навоийской области. В те же годы к нам поступил сигнал о находке неизвестного объекта в Кызылкумах. В результате проверки, факт подтвердился…

– Так, что это было – НЛО? 

– Объект был похож на спутник, мы доложили куда надо и военные специалисты на вертолётах забрали его на изучение. В инстанциях эта работа была оценена положительно.

– Шпионов ловили, государственные секреты хранили, неопознанные объекты находили… Сейчас я начинаю понимать – почему именно Вам доверили заниматься охраной Президента!

– Там еще было много чего! В том числе ликвидация массовых беспорядков. Помните, ферганскую трагедию?

– Это когда жгли дома в Фергане? Массовые волнения в 1988-89 годах из-за межнационального конфликта? 

– Да-да, вот когда меня перевели начальником одного из подразделений УКГБ по Ферганской области, тогда нам пришлось столкнуться с задачей по локализации массовых беспорядков. Я сам очевидец этого всего, людьми уже тогда двигали определённые экстремисты. И вот этот инцидент разбирался в присутствии высшего руководства КГБ СССР и был исчерпан, после чего меня перевели в Ташкент для дальнейшего прохождения службы.

– Повысили и позже Вас пригласили работать в службу безопасности первого Президента?

– Нееет, не так все просто! Шли дни, я работал. Но в один день меня приглашает Председатель КГБ РУз «Вот автомашина, надевайте костюм-галстук, Вас ждет Ислам Абдуганиевич Каримов».

– Расскажите, каким был ваш первый диалог с первым лицом государства? 

– Я вошел, мы поздоровались по-узбекски, потом я сказал: «Ислам Абдуганиевич, можно по-русски говорить, а-то я русскую школу закончил…» На что он ответил: «Конечно, можно, я тоже русскую школу закончил, вместе будем узбекский язык изучать». Он задал мне ряд вопросов, на которые я в силу своих знаний и понимания, доложил с большим почтением и уважением, с коими я относился к нему тогда и отношусь сейчас. Он отпустил меня, но когда я спускался, то Зилимхан Хайдарович – руководитель президентского аппарата в те годы – уже поздравил меня с назначением и сказал: «Вот кабинет, приступайте к работе!»

– Так началась история создания службы безопасности Президента Республики Узбекистан?

– Да, но тогда это называлось просто «Отделение охраны», а позже мне пришла мысль, что слово «отделение» не отвечает требованиям обеспечения безопасности и предложил переименовать в «Службу охраны Президента». Я нашел нужные аргументы и факты, убедил Президента в этом и с тех пор нас переименовали.

– По каким критериям осуществлялся отбор кандидатов? 

– Первыми наиважнейшими критериями были – чувство патриотизма, долга, самопожертвование, велся отбор сотрудников рослых с отличной физической подготовкой. Мне было предоставлено право подбирать себе в команду лучших из лучших.

– Где Вы получали навыки охраны? 

– Дело в том, что, приступив к обязанностям начальника охраны Президента, меня направили, так сказать, на стажировку. Я был в Москве в Управлении охраны высшего руководства СССР, где видел, как охраняют Михаила Сергеевича Горбачева. Я понял, что в целях обеспечения безопасности нашего президента мелочей не бывает.

– В те годы был убит руководитель Индии Раджив Ганди – Вы тогда уже работали у И.А.Каримова. Какое впечатление на вас произвело это событие, там ведь венок ему белый передали и он взорвался, получается – это упущение охраны? 

– Ну, да…Я тогда вообще не спал Где бы я не был, куда бы мы не выезжали , мы всё проверяли – маршрут, автомобиль, резиденцию, еду, экипировку. Как-то Президент мне сказал после встречи с людьми, что мы слишком ужесточаем режим охраны, на что я искренне ответил ему: «Ислам Абдуганиевич, Вас народ любит. Если что-то случится, то народ мне этого не простит. Поймите меня правильно».

– Ну, он любил народ, мог приобнять старшее поколение, детей на руки поднимал…

– Да, а моя задача была беречь его и его покой. Мы четко осознавали, что мы обязаны думать о безопасности президента страны, так как президент думает за всю страну…

– И последний вопрос – что Вас удивляло в Исламе Абдуганиевиче? 

– Удивляло и восхищало – мудрость, трудолюбие, большая любовь к народу. Он обоснованно требовал создавать для нашей страны хорошие условия для жизни и работы – строил заводы, фабрики, дороги, мосты, инфраструктуру, дома! Свидетельством его мудрости и дальновидности служит факт подготовки себе достойного приемника в лице нынешнего Президента Узбекистана – Шавката Миромоновича Мирзиеева. Считаю, что счастье народа Узбекистана в том, что в период распада СССР , Президентом стал именно Ислам Абдуганиевич Каримов. Народ Узбекистана – благородный и трудолюбивый, заслужил таких Лидеров!

– Спасибо Вам за интервью, здоровья и всех благ! 

– И Вам всего хорошего!

Беседовала Сайёра ЕРБАЕВАphoto_2018-04-17_22-15-40 photo_2018-04-17_22-15-44