Новости Узбекистана

Для улучшения жизни людей с нарушением слуха

Сурдо 1 общая
Продолжается обсуждение проекта Постановления “О создании диспетчерской службы по социальному сопровождению инвалидов по слуху и речи” на сайте regulation.gov.uz

 Обсуждение проекта Постановления стартовало 31 октября и продлится до 15 ноября 2018 года.

Проект

Постановление

Президента Республики Узбекистан

О создании диспетчерской службы по социальному
сопровождению инвалидов по слуху
и речи

Анализ международного опыта показывает, что во многих развитых странах мира (Австралия, Великобритания, США, Российская Федерация и др.) функционируют соответствующие службы по оказанию услуг для граждан
с ограниченными возможностями, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов, экономических, социальных, юридических и других прав лиц
с инвалидностью. При этом, в соответствии с Конвенцией ООН «О правах лиц
с инвалидностью» (13 декабря 2006 г.) государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения лиц с ограниченными возможностями наравне с другими гражданами доступом к физическому окружению (к информационным, коммуникационным и другим службам, включая электронные и экстренные службы).

В настоящее время в республике показатель населения с проблемами слуха
и речи составляет более 21 тысячи человек, функционируют 14 специализированных школ-интернатов для глухих детей и детей с проблемами слуха, где обучаются более 4350 учащихся.

Данная категория лиц, имеющих инвалидность является одной из самых социально уязвимых, особенно категория с врожденной (полной) глухотой. Основным средством коммуникации у большинства лиц с инвалидностью по слуху и речи является язык жестов. Кроме того, неразвитая функция слуха, как правило, сопровождается и иными расстройствами. Так значительная часть лиц с инвалидностью по слуху и речи имеет проблемы функционирования речевого аппарата.

Вместе с тем, наличие ряда системных проблем и недостатков по защите указанной категории граждан препятствует эффективной реализации социальной защиты и полноценному обеспечению защиты их прав. Лица, имеющие инвалидность по слуху и речи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не имеют возможности самостоятельно вызвать экстренные оперативные службы (службу пожарной безопасности органов внутренних дел, органы внутренних дел, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети, службу спасения), так как при удаленной коммуникации необходимо использовать технологии видеосвязи, короткие текстовые сообщения (SMS), факсимильные сообщения, но в настоящее время экстренными службами для приема вызовов используется лишь традиционная телефонная связь. Данная проблема обуславливает необходимость создания и совершенствования системы адаптации лиц с инвалидностью по слуху и речи к существующим условиям жизни за счет обеспечения доступа к информационным ресурсам и возможности коммуникации лиц с инвалидностью по слуху и речи со здоровыми гражданами.

На основе анализа современных технических средств связи, отвечающих коммуникативным потребностям лиц с инвалидностью по слуху и речи, реализующихся на сегодняшний день современных практик и программ, направленных на социальную интеграцию лиц с инвалидностью по слуху и речи в общество, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 г. № УП-5270 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью»:

1. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об образовании в структуре Министерства
по чрезвычайным ситуациям Диспетчерской службы по организации взаимодействия лиц с инвалидностью по слуху и речи с экстренными службами (далее – Диспетчерская служба), с выделением дополнительно
22 штатных единиц, из них: 2 военнослужащих рядового и сержантского состава, 20 служащих.

Предоставить право Министерству по чрезвычайным ситуациям
по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан вносить изменения в установленную штатную численность Диспетчерской службы
с учетом увеличения количества поступающих сообщений
и обращений.

2. Основной задачей Диспетчерской службы определить обеспечение скоординированного ускоренного реагирования экстренных оперативных служб (101, 102, 103, 104, 1050) при получаемых вызовах от лиц с инвалидностью по слуху и речи.

3. Определить, что:

расходы, связанные с начальным укомплектованием Диспетчерской службы современными средствами связи (серверное оборудование), разработкой программного обеспечения, информационно-коммуникационными технологиями осуществляются за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан;

финансовое содержание Диспетчерской службы покрывается в пределах бюджетных средств, ежегодно выделяемых Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

4. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом по инвестициям и Министерством финансов, принять необходимые меры по привлечению льготных кредитов (займов) и грантов зарубежных государств, международных финансовых организаций и других внебюджетных средств для реализации задач, исходящих из настоящего постановления.

5. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

в месячный срок совместно с Обществом глухих Узбекистана представить кандидатуры, владеющих языком жестов специалистов в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан для укомплектования диспетчерской службы;

в трехмесячный срок создать базу персональных данных лиц
с инвалидностью по слуху и речи;

6. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

в месячный срок обеспечить приведение действующей структуры министерства в соответствие с настоящим постановлением, определить конкретные задачи и функции Диспетчерской службы;

в двухмесячный срок совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального обслуживания утвердить регламент приема обращений Диспетчерской службой;

в трехмесячный срок принять меры по размещению, обустройству
и решению других организационных вопросов для обеспечения полноценного функционирования Диспетчерской службы с учетом специфики ее деятельности;

в шестимесячный срок совместно с Министерством инновационного развития и Министерством развития информационных технологий и коммуникаций разработать информационную систему, предусматривающую взаимодействие лиц с инвалидностью по слуху и речи с экстренными оперативными службами, с учетом предоставления услуг на безвозмездной основе, в том числе и при использовании сервисов мобильной связи;

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А. Абдухакимова, советника Президента Республики Узбекистан А. Абдувахитова.

         Президент

Республики Узбекистан                                                                             Ш. Мирзиёев